По случаю 200-летия со дня рождения Николая Гоголя Москва и Киев стараются доказать друг другу, что Гоголь был их великим писателем!

http://www.przekroj.pl/work/privateimages/formats/C/4700.jpg

Кем был Николай Гоголь? Ответ Владимира Путина (на съезде партии «Единая Россия», Москва): «Это выдающийся русский писатель. Своим творчеством он неразрывно связал два братских народа: русский и украинский».

Ответ Виктора Ющенко (на праздновании 200-летия со дня рождения Гоголя, Полтава): «Это великий украинец. Его творчество не знает границ и языковых барьеров, но благодаря произведениям Гоголя мир узнал о нашей стране и о её традициях».

В этой литературной дискуссии критики молчат. Спустя 200 лет после рождения автора «Мёртвых душ» борьбу за его душу ведут представители высших эшелонов власти. В Киеве – потому что разве можно уступить кому-то душу человека, который возвёл украинские легенды в ранг литературных шедевров? В Москве - потому что разве можно уступить кому-то душу человека, с которого началась русская проза? Следы борьбы заметны в ведущемся с начала апреля (Гоголь родился первого апреля) «состязании по торжествам», а юбилейные сценарии, хоть и рождались в обеих странах независимо друг от друга, можно понимать как «ответим ударом на удар».

Торжества против торжеств

Сначала удар золотом. Украинский Центральный банк чеканит золотые монеты с изображением Гоголя. На рельефе представлен писатель, одетый в вышитую рубаху, а банк разъясняет: она олицетворяет землю, которая его сформировала.

В ответ российский литературный музей открывает выставку в честь писателя с художественным хитом. Впервые выставляется картина - дебют Владимира Путина «Узор на замёрзшем окне». Премьер нарисовал картину в январе, и на ней представлено – о, ирония! – окно с украинской занавеской. Украинцы отвечают открытием экспозиции в музее села Гоголево полтавской области, где родился писатель. Президент здесь присутствует собственной персоной: Ющенко приезжает на открытие. Русские на это открывают музей в последнем жилище писателя. Ключевое место в особняке на Никитском бульваре (центр Москвы) занимает камин, в котором Гоголь перед смертью, как говорят, сжёг вторую часть «Мёртвых душ». Стрелки часов установлены на три часа ночи. Время, когда сгорела рукопись.

Украинцы пером Николая Босака отвечают: второй том «Мёртвых душ» не сгорел, потому что он никогда не был написан полностью. Это можно прочитать в написанной Босаком в честь 200-летия биографической книге «Тайны Гоголя». Среди прочих тайн раскрывается и та, которая касается отношения к Украине, тогда – части империи. Когда Гоголь старался устроиться в Киевский университет, он писал: «Киев наш, не их!» Гоголь Босака не чувствовал себя своим среди русских.

Становится горячо, потому что ревизии сейчас подвергается биография Гоголя. На Украине писатель провёл первые 19 лет жизни. Потом уехал в Санкт-Петербург, и не мог быть таким уж мужичком из провинции, раз уже в 22 года дружил с Александром Пушкиным, а три года спустя стал заведовать кафедрой в Петербургском университете. После пятилетнего пребывания за границей (Париж, Рим) он вернулся в Россию. Даже тщательный подсчёт лет, проведённых в обеих спорящих странах, не даёт однозначного решения. И в России, и на Украине он провел ровно по 19 лет

Раз биография подводит, можно порыться в творчестве. Украинские переводчики «Тараса Бульбы», произведения, прославляющего казачество, из школьного издания вычеркнули слова «русский» и «российский». «Российская земля» оказывается «украинской землёй», а «русская душа» – «казацкой».

„Эти понятия появились только в ХХ веке, - Когда Гоголь писал свои произведения, Украина функционировала как Русь. А значит, речь идёт о сохранении смысла”, - объясняет в беседе с «Пшекруем» Михайло Мишенко, социолог из Киевского Центра Разумкова.

„Гоголь важен для нас как создатель народной мифологии. Ещё до Тараса Шевченко он открыл значение казачества как элемента украинского национального самосознания. В своих повестях он прославил легенды, которые стали теперь нашей мифологией. Россию же он описывал как человек извне”, - замечает он.

Русские на удар Бульбой отвечают с размахом. Юбилейные торжества были украшены поставленным за полмиллиарда рублей (около 50 миллионов злотых) фильмом «Тарас Бульба». Главную роль сыграл украинец Богдан Ступка, и горячие реплики о русской земле и душе не переделывает ни в «украинские», ни в «казацкие».

„Из нескольких версий «Тараса Бульбы» основой сценария стала наиболее благожелательная к Кремлю”, - говорит Мишенко. – „Фильм вызвал у нас бурю”.

Тающий пантеон

Над борьбой за юбилей можно посмеяться, но выкатывающим антиукраинские орудия россиянам не до смеха. Что если «битва за Гоголя» создаст прецедент для сторонников украинскости Исаака Бабеля (родившегося в Одессе) или Анны Ахматовой (тоже из-под Одессы)? Когда другие бывшие советские республики тоже припомнят о своих, то пантеон российских деятелей литературы и искусства резко сократится. Уже сейчас режиссера Сергея Параджанова считают своим армяне, а поэта и певца Булата Окуджаву – грузины. В странах, строящих национальное самосознание после отсоединения от СССР, культ родных творцов бесценен.

„Речь не идет о Гоголе. Нам больно, что на Украине происходят фундаментальные изменения”, - говорит Игорь Чубайс, директор Межвузовского центра по изучению России. „Создаётся новое национальное самосознание. Для нас это горький процесс – как если бы ребёнок отвернулся от матери. Поэтому об украинских юбилейных торжествах мы говорим так агрессивно. Все от нас уходят, потому что мы не провели ревизии прошлого. Кремль попросту реабилитирует времена коммунизма. Как тут говорить о Гоголе?” – спрашивает он.

Сам Гоголь писал: „Я не знаю, кто я больше - хохол или русский?” «Хохол» - это презрительное название украинца в царской России. «Русский» - презрительное название коренного россиянина. Он не ожидал, что за его душу когда-нибудь будут сражаться президенты.

http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/ … a_gogolya/